Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации
в соответствии с требованием Статьи 7 "Закона об образовании" и представляют собой "совокупность требований,
обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО)
образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию".
С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте
Министерства образование и науки России.
Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС).
Какие требования выдвигает новый ФГОС?
Стандарт выдвигает три группы требований:
01 Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,
02 Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования,
03 Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
Каждая школа прописывает и утверждает "Основную образовательную программу НОО", где учитывает свои ресурсы, запрос государства, социума, семьи, ученика.
"…Основная образовательная программа начального общего образования" должна содержать следующие разделы:
- Пояснительная записка.
- Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
- Учебный план начального общего образования.
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
- Программы отдельных учебных предметов, курсов.
- Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
- Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Программа коррекционной работы.
- Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внимание родителей следует обратить на следующие подпрограммы ООП НОО школы:
- программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
- программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Эти подпрограммы требуют согласования школы с родителями во взглядах воспитания. На основании их составляется договор о сотрудничестве.
Именно при реализации этих подпрограмм требуются дополнительные платные услуги.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер ("…В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход…"),
ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта
указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Отличительной особенностью нового стандарта является формирование совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих "умение учиться",
способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение
учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются,
применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Отличительной особенностью нового стандарта является участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Личностно-орентированное обучение.
Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?
К окончанию начальной ступени образования результаты образования обучающихся должны быть представлены через:
- предметные грамотности в виде уровня освоения культурных средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы решать как учебные,
- так и внеучебные задачи, а также продолжить обучение на последующих ступенях общего образования;
- проявление ключевых компетентностей (на этапе начального общего образования они проявляются: в компетентности решения проблем (задач), а также в информационно-коммуникативной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) компетентности и компетентности взаимодействия);
- педагогическую характеристику социального опыта, который обучающийся приобретает, участвуя в общественно полезной практической деятельности.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями.
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах "выпускник научится...", что является группой обязательных требований, и "выпускник получит возможность научиться...".
Недостижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример:
- Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и составлять план текста.
- Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.
Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в учебном плане школы.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в таблице
№ п/п | Предметные области | Основные задачи реализации содержания |
1 | Филология | Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности |
2 | Математика и информатика | Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности |
3 | Обществознание и естествознание (Окружающий мир) | Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. |
4 | Основы духовно-нравственной культуры народов России | Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России |
5 | Искусство | Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру |
6 | Технология | Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности |
7 | Физическая культура | Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. |
Традиционные учебники или цифровые ресурсы?
Новый Стандарт поставил задачу разработки новых учебно-методических комплексов, которая решается в настоящее время. Помимо деятельностного подхода к содержанию учебного материала авторы должны предусмотреть адекватные современному информационному обществу средства его представления, в том числе и цифровые, которые могут быть представлены как на дисках, так и в Интернете.
Что такое информационно-образовательная среда?
- Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта.
- ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося.
- Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время.
- Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Какой должна быть материальная образовательная среда начальной школы?
Основная масса детей, поступающих в начальную школу – семилетки, ведущей деятельностью для которых является игра.
Ребёнок, не посещавший детский сад, приходит в первый класс с несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его психофизическое развитие уже позволяет приступить к ее целенаправленному и постепенному формированию.
Сложность ситуации состоит в том, что организованная учебная деятельность у каждого учащегося формируется индивидуально, это процесс занимает разное количество времени и проходит с разной интенсивностью.
Ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи.
Например, классная комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности.
Учебное пространство должно быть наполнено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.
Организация УВП по образовательной модели «Школа полного дня» как нельзя лучше подходит для реализации ФГОС НОО.
Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
- Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.
- Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
- Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить:
- экскурсии
- кружки
- секции
- круглые столы
- конференции
- диспуты
- школьные научные общества
- олимпиады
- соревнования
- поисковые и научные исследования
- индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка, письменной речи и т.д.)
- индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий и т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Тем не менее, условия для внеурочной деятельности должны быть созданы для каждого ученика. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями учащихся.
Когда образовательное учреждение переходит на новый Стандарт начального образования?
Переход на новый Стандарт в нашей школе произошёл в 2011-12 учебном году с 1 сентября. Первые классы будут учиться по учебному плану новых ФГОС НОО.
Каким видится учитель в свете новых стандартов
В условиях реализации нового Стандарта учитель должен быть и менеджером, и модератором, и спиндоктором, который "лечит" событие, управляет им.
Сегодня учитель, воспитатель, социальный педагог, педагог – психолог не только при обучении детей должен:
- уметь создавать учебные ситуации
- обеспечивать интегрированное обучение
- вводить технологию "Портфолио", проектную деятельность, проблемное обучение, ИКТ
но и, организуя собственное обучение через всю жизнь, пользоваться такими технологиями как:
- Фокус-группа
- Кейс- метод
- Мастер-класс
- Модерационный семинар.
И как никогда мы понимаем, что для осуществления технологизации учебного процесса требуется подготовка и переподготовка современного учителя.
Родители должны понимать всю сложность перехода на новые стандарты и оказывать поддержку и внимание человеку – специалисту, строящему будущую успешную