Роль руководителя школы в современных условиях
выступление на августовском совещании
работников образования Новосергиевского района август 2009 года
Управление школой в
современных условиях – сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный
выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня
учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация
деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей
для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.
Решение этих вопросов
зависит от умения руководителя школы и преподавателей творчески использовать
новейшие достижения науки и передового опыта, от взаимоотношений в коллективе,
от активности педагогов и учащихся в учебной и воспитательной работе.
Кто такой современный
руководитель? Какими качествами он должен обладать? Какими знаниями: быть
юристом, экономистом, строителем, сантехником, электриком или педагогом?
Личность руководителя, его
общая эрудиция, профессиональная подготовка, такт, энергия, организаторские
способности, фактически определяют лицо школы, деятельность педагогического и
ученического коллектива.
Внедрение изменений –
нелегкая задача, которую приходится решать руководителю в современных условиях.
Нормативно – подушевое финансирование, ЕГЭ, профильная школа, общественно –
государственное управление, новые стандарты образования… Всего и не
перечислить. Все это ложится на плечи директора школы. Без изменений плохо. Нет
движения – школа не развивается. А в новых экономических условиях это означает,
что школа теряет ученика и авторитет в местном сообществе. Как не пропасть в
этих условиях неопределенности? Преодолению этого повседневного явления,
которое вошло в нашу жизнь не так давно, способствует воплощение в реальность
миссии школы. Руководить воплощением, конечно же, предстоит директору школы.
Какими же качествами должен обладать директор, способный все это воплотить.
Есть качества,
исключительно важные для формирования личности руководителя школы. К ним, на
мой взгляд, относятся:
Высокая культура,
безупречная нравственность. Современный руководитель школы должен обладать
глубокой общей подготовкой.
Организаторские
способности, требовательность, экономическая и юридическая подготовка.
Руководитель школы должен умело распределять обязанности, создать должные
условия для работы, проявлять твёрдость и требовательность. Уметь чётко
обеспечить контроль и руководство. Быть способным уметь снабжать школу
необходимыми материалами и пособиями, чаще всего без бюджетных средств на это.
Сочетание учебно-воспитательных и хозяйственных задач – одна из самых больших
трудностей в работе руководителя школы.
Человечность, душевность.
В последнее время уделяется много внимания гуманизации труда. Руководитель школы обязан обладать большим
запасом оптимизма, человеческой гуманности, вниманием к людям, большой любовью
к детям, терпением, выдержкой и тактом. Директору простят любую строгость и
даже ошибку, но не простят лицемерия, фальши, нравственной нечистоплотности. Полный текст выступления ____________________________________________ «Особенности введения
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»
Доклад к педагогическому совету
Нормативно-правовая основа ФГОС ООО
- Конституция РФ
- Закон РФ «Об образовании»
- Федеральный закон от 1 декабря
2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в
части изменения понятия и структуры государственного образовательного
стандарта»
- Постановление Правительства РФ от
24 февраля 2009 года № 142 «Об утверждении правил разработки и утверждения
Федеральных государственных образовательных стандартов»
ФГОС ООО в системе приоритетов государственной политики в сфере образования
- Концепция долгосрочного
социально-экономического развития РФ на период до 2010 года
- Национальная образовательная
инициатива «Наша новая школа»
- Федеральная целевая программа
развития образования на 2011-2015 гг.
- Методологическая основа ФГОС ООО
- Системно-деятельностный подход
- Компетентностный подход
- Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России
Структура ФГОС ООО
- Требования к результатам освоения
основной образовательной программы
- Требования к структуре основной
образовательной программы
- Требования к условиям реализации
основной образовательной программы
ФГОС общего образования как системная педагогическая инновация
- Изменяются цели образования – на
первый план выдвигаются личностные и метапредметные результаты
- Иначе, с позиции
системно-деятельностного подхода, определяются роли учителя и ученика
- Модернизируется содержание
образования – усиливается его практическая направленность, компетентностная
составляющая, появляется содержание внеурочной деятельности
- Приоритетными становятся
деятельностные формы и методы работы с учеником
ФГОС основного общего образования
- Утверждён приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
- Вводится в массовую практику с
2015/2016 учебного года
- Вводится по мере готовности с
2012/2013 учебного года
ФГОС начального и основного общего образования: преемственность и
развитие
- Системно-деятельностный подход
- 3-хкомпонентные результаты
освоения образовательной программы
- Внеурочная деятельность
- Приоритет воспитания
- Развитие умений ориентироваться в
мире профессий
- Формирование ИКТ-компетенотности
- Становление
учебно-исследовательской и проектной деятельности
- Социализация учащихся
- Соотношение двух частей
образовательной программы – 70:30 %
- Оценка достижений включает
государственную итоговую аттестацию
- Особенности введения ФГОС ООО
Критерии готовности
- Разработана и утверждена основная
образовательная программа
- Приведена в соответствии с
требованиями ФГОС нормативно-правовая
база
- Внесены изменения в должностные
инструкции сотрудников
- Обеспечены условия реализации
ФГОС
Вопросы, требующие решения
- Выбор учебников и учебных пособий
- Определение модели внеурочной
деятельности
- Разработка плана методического
сопровождение введения ФГОС
- Повышение квалификации педагогов
- Усложнение целей и задач
- Возрастные особенности учащихся
- Многопредметность. Педагогическая
команда
- Методический аспект готовности к введению ФГОС
Умения
- составлять
контрольно-измерительные материалы для диагностики предметных и метапредметных
результатов;
- отслеживать личностные достижения
учащихся;
- использовать в работе цифровые
образовательные ресурсы;
- применять методы обучения,
обеспечивающие достижение результата через деятельность учащихся.
- составлять
контрольно-измерительные материалы для диагностики предметных и метапредметных
результатов;
- отслеживать личностные достижения
учащихся;
- использовать в работе цифровые
образовательные ресурсы;
- применять методы обучения,
обеспечивающие достижение результата через деятельность учащихся.
____________________________________________
«Структура, содержание и
методическое обеспечение курса «Основы
религиозных культур и светской этики»
Доклад на методическом
совете школы
Цель курса
формирование у младшего
подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России у
уважении к ним, а так же к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений.
Задачи курса
- Развитие представлений о
нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских
традиций, понимание их значения в жизни современного общества.
- Актуализация проблемы
совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с
религиозными и общечеловеческими ценностями.
- Укрепление доверительного
общения между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной
жизни.
- приобщение младших
подростков к традиционным морально-нравственным идеалам, ценностям, моральным
нормам;
- развитие представлений
младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни
личности, семьи, общества;
- формирование начальных
представлений о российской духовной традиции, включающей знание, понимание и
принятие обучающимися общего, особенного и уникального в каждой из традиционных
религий и этике, основанное на отечественных культурных традициях;
Основные принципы курса
Культурологический
принцип
Курс является
культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных
идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций
многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни
современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основы культурологического подхода:
- направлен на формирование
культурологической компетентности учащихся;
- отсутствие позиции
катехизации (индоктринации);
- отсутствие доминирующих
позиций какой-либо традиции перед другими;
- воспитательный характер;
- минимизация конфликтных
факторов;
- направлен на формирование
поликультурной компетентности
Принцип свободного выбора
Принцип
поликультурности
Курс отражает культурную
социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира
Принцип
толерантности?!
Толерантность означает
уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего
мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой
индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли,
совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только
моральный долг, но и политическая и правовая потребность.
Толерантность - это не
уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное
отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод
человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить
оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны
проявлять отдельные люди, группы и государства. (Декларация принципов толерантности Конференция ЮНЕСКО 16.11.1995 (Ст. 1
(пп.1,2)
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя
модули:
- Основы православной
культуры;
- Основы исламской
культуры;
- Основы буддийской
культуры;
- Основы иудейской
культуры;
- Основы мировых
религиозных культур;
- Основы светской этики.
____________________________________________
Система народного
образования: финский вариант.
Доклад
на совещании заместителей
директоров школ по УВР Новосергиевского района Оренбургской области
Президент Финляндии Саули
Ниинисто – член коалиционной партии, один из лозунгов которой – общедоступность
образования. Поэтому и общее, и профессиональное образование финны получают
бесплатно. Кроме того, для учащихся предусмотрены разные социальные льготы.
Система образования
Финляндии включает: дошкольную подготовку, обязательное базовое образование,
среднее общее и профессиональное образование, высшую школу и обучение взрослых.
Подготовка к школе
В Суоми существует добровольное дошкольное образование. По статистике, данный
курс проходят 96 % детей, достигших 6 лет. Они могут обучаться при школе, в
детском саду или в любом другом подходящем месте, в зависимости от местных
условий и решений общины. Продолжительность курса не менее 700 часов. Задачей
подготовительного курса является не только развитие навыков, необходимых для
учебы в школе, но и повышение самооценки ребенка. Все занятия проходят в
игровой форме.
В соответствии с
рекомендациями Министерства образования Финляндии в группе дошкольников с одним
преподавателем должно обучаться не более 13 детей. Если учителю помогает еще
один взрослый, имеющий специальное образование, то группа может увеличиться до
20 человек.
Основное внимание в дошкольном обучении уделяется следующим предметам: языку и
общению, математике, этике и мировоззрению, природе и окружающей среде,
здоровью, физическому и моторному развитию, культуре и искусству.
Базовое образование
Обязательное девятилетнее образование в Финляндии получают дети в возрасте от 7
до 16 лет. Занятия проводятся по общенациональным программам, однако школы
могут самостоятельно разрабатывать план обучения.
Продолжительность учебного года около 10 месяцев, включая тематические
практики. Полный общеобразовательный курс рассчитан на 9 лет (десятый класс –
по желанию).
Дети с 1-го по 6-й класс
обучаются по единой программе, большинство предметов ведет классный
руководитель. К обязательным предметам относятся: математика, религия,
природоведение, родной язык (финский или шведский), иностранный язык (обычно
английский), история и обществоведение, биология, география, физкультура, музыка,
рисование, трудовое обучение. Учебная неделя составляет 16–20 часов.
В старших классах (с 7-го
по 9-й) каждый предмет преподается отдельным педагогом. Помимо предметов,
перешедших из нижней ступени (за исключением природоведения), появляются химия,
физика, домоводство, второй государственный язык. Кроме того, ученики могут
выбрать экономику, второй и третий иностранные языки, сельскохозяйственный труд
или информатику. Учебная неделя увеличивается до 30 часов.
После окончания девятилетки юный гражданин самостоятельно решает: пойти ли ему
работать или продолжать учебу.
Лицеи и профессиональные
училища
В Финляндии существуют два типа средних учебных заведений: лицеи, дающие общее
академическое образование, и различные профессиональные училища.
Обучение в лицее длится три года и делится на курсы. Каждый курс соответствует
38 учебным часам. Изучение одного предмета состоит из нескольких следующих друг
за другом курсов. Часть предметов в лицее – обязательные, другие можно выбрать
по желанию. Учащиеся получают консультации по профориентации. Наиболее
одаренные могут выбрать специализированные лицеи – музыкальные, художественные
или спортивные.
Как лицеи, так и училища предоставляют полное среднее образование, открывающее
дорогу в высшую школу. Но только после успешной сдачи Ylioppilastutkinto,
выпускного экзамена!
Экзамен на звание
студента
Выпускные экзамены в училищах и лицеях Финляндии объединены в единое понятие –
экзамен на звание студента. Он представляет собой тест, результаты которого
рассматриваются при поступлении в высшее учебное заведение, потому-то он так и
называется.
В 2002 году
Ylioppilastutkinto исполнилось 150 лет. Свое начало он берет с тех давних
времен, когда при приеме в Академию Турку проверялись знания латыни и основ
христианства. В 1852 году экзамен впервые объединили с проверкой знаний,
полученных в лицее. За прошедшие полтора века эта экзаменационная система
заняла центральное место в системе школьного образования.
До настоящего времени
выпускной экзамен состоял из четырех предметов, по которым происходило
тестирование. Проверка знаний родного языка, второго государственного и
иностранного были обязательной частью экзамена. Четвертый предмет выпускник
выбирал самостоятельно: можно было сдавать математику или экзамен по так называемым
реальным (по-фински reaalikoe), или общечеловеческим, наукам – основам
психологии, религиозных знаний, истории, химии, физики, биологии, географии.
Со следующего года
структура Ylioppilastutkinto изменится: выпускники будут сдавать обязательный
экзамен по родному языку, а три других выберут самостоятельно. Это может быть
второй государственный или иностранный язык, реальные науки или математика.
Обязательная проверка знания родного языка включает два больших теста: работа с
текстом и написание эссе. Оценка определяется как средняя сумма баллов,
полученных за каждое задание.
Высшая школа
Высшее образование в Финляндии можно получить в университетах и
профессиональных институтах (политехниках). В университетах акцент делается на
подготовку ученых и исследователей по фундаментальным и гуманитарным наукам, а
политехники готовят специалистов по прикладным специальностям.
В университеты поступают
после окончания лицеев, а в политехниках продолжают учебу не только выпускники
лицеев, но и профессиональных училищ (около 30 %).
Современная система прикладного образования сформировалась в середине 90-х
годов в связи с увеличивающимся спросом на высшее образование. Главным пунктом
реформы было создание во всех регионах страны крупных профессиональных институтов,
под крышей которых стали работать и многие профучилища.
Обучение взрослых
Финны убеждены – учиться никогда не поздно! Поэтому в профессиональных училищах
получают образование люди разного возраста. Система обучения работающего
взрослого населения за последние несколько лет развивается быстрыми темпами:
общее образование можно получить в вечерних школах, обучающих центрах взрослых,
народных высших школах и в учебных центрах, созданных различными
государственными организациями.
В большинстве профессиональных учебных заведений – как средних, так и высших –
работают профессиональные центры образования взрослых.
Льготы и учебные кредиты
Школы и училища находятся на попечении государства: учащимся предоставляют
учебники, оплачивают проезд до школы, их даже кормят бесплатно. Студенты вузов
получают от государства денежное пособие (стипендия плюс доплата за жилье).
Кроме того, они могут брать в банках льготные кредиты, и в течение нескольких
лет после окончания учебы проценты по ним выплачивает государство. (Чтобы
позволить себе такие расходы, государство взимает с граждан значительную часть
их доходов: шкала подоходного налога – от 5 до 45 %!)
Современная система
финансовой поддержки учащихся сформировалась еще в 1969 году. До этого времени
кредитная политика в области образования оставалась весьма ограниченной. К 70-м
годам была создана база для обеспечения равных прав учащимся, пожелавшим
углубить свои фундаментальные знания. Она гарантирует им достаточный доход на
период обучения.
Основанием для получения
образовательного кредита является подтверждение вуза о приеме на обучение (при
этом занятия в учебном заведении должны быть главным видом деятельности), а
также заявление о необходимости финансовой поддержки. Поручителем для банка
выступает государство. Образовательный кредит состоит из суммы, выплачиваемой в
качестве стипендии, и доплаты за проживание. ____________________________________________
Обобщение опыта
работы
Опыт обобщался на
Методическом совете
Новосериевского РОО
Система работы с одарёнными детьми в МОБУ «Уранская
СОШ».
Результатом обучения в
школе должно стать формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую
культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую
индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию
и самореализации. Обучаясь в школе, дети должны получить равные возможности для
своего развития.
Через организацию детского самоуправления следует
развивать и социальную одаренность. При этом работа педагогического коллектива
строится с учетом других критериев выделения видов одаренности:
- вид деятельности
(практическая, теоретическая, художественно-эстетическая, коммуникативная и
духовно-ценностная) и обеспечивающие её сферы психики (интеллектуальная,
эмоциональная, мотивационно-волевая);
- степень сформированности
одаренности (актуальная одаренность - более высокий уровень выполнения
деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и
социальной нормой; потенциальная -наличие определенных психических возможностей
для достижения высоких результатов, но ребенок не может их реализовать в данный
момент времени в силу их функциональной недостаточности);
- форма проявления (явная
одаренность, скрытая);
- особенности возрастного
развития (ранняя, поздняя).
Выявление одаренных детей
начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических
особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и
способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из
важнейших аспектов деятельности школы.
Урочная и внеурочная
деятельность строится таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои
возможности в самых разных сферах деятельности.
В основной школе (5-9-е
классы) проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих
возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную
и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках
каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать
учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей
самоценным. В основной школе нужен постепенный переход к обучению не столько
фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к
самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и
самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они
прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. На этом этапе
работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы
(возможность организации таких групп предоставляется учебным планом школы):
спецкурсы, мини - курсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги,
научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д. Важным
фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой
одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы
в школе. Основой
такой системы выступает
«погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а
организующим началом - игра.
Определение одаренных детей:
имеют более высокие по
сравнению с большинством
интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие
возможности и проявления;
имеют доминирующую активную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний,
умственного труда.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1.Дети с необыкновенно
высоким общим уровнем умственного развития
при прочих
равных условиях (такие
дети чаще всего
встречаются в дошкольном и
младшем школьном возрасте).
2.Дети с
признаками специальной умственной одаренности - в
определенной области науки (подростковый образ).
3.Учащиеся, не
достигающие по каким-либо
успехов в учении,
но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада,
незаурядными умственными резервами
(чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной
деятельности;
принцип индивидуализации
и дифференциации обучения;
принцип создания условий
для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип
свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг,
помощи, наставничества.
Прогнозируемый результат.
1. Максимальное развитие
ученика в соответствии с его задатками, интересами, склонностями
2. Повышение качества
обучения
3. Привлечение максимального количества учащихся в работу
кружков,
секций
4. Активизация
деятельности школьного самоуправления
5. Совершенствование
методической работы в школе по проблеме обучения мотивированных учащихся
6. Использование разноуровневых
технологий в обучении и воспитании, исследовательских, коммуникативных и
информационных технологий
7. Формирование навыков
культуры умственного труда, приобщение к навыкам исследовательской культуры.
Цели и задачи работы с одаренными учащимися.
ЦЕЛЬ: развитие способностей учащихся в учебно-воспитательном
процессе школы.
ЗАДАЧИ:
1) Формирование физически здоровой личности:
недопущение перегрузки
учащихся в учебной ситуации;
оптимальная организация
учебного дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и особенностей
возрастного развития детей;
привлечение максимального
количества детей к занятиям спортом.
2) Развитие интеллектуальных способностей учащихся:
ориентация работы школы
на раскрытие интеллектуального потенциала каждого учащегося;
совершенствование содержания образования через
использование вариативной части учебного плана для введения факу
|