. Черняев Иван Михайлович - Полезное для завучей
Персональный сайт Черняева И.М.
Пятница, 03.05.2024, 09:13
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа

Ваш IP

Соц. сети

Wikipedia

         

Роль руководителя школы в современных условиях

выступление на августовском совещании работников образования
Новосергиевского района
август 2009 года

 

Управление школой в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.

Решение этих вопросов зависит от умения руководителя школы и преподавателей творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от активности педагогов и учащихся в учебной и воспитательной работе.

 Кто такой современный руководитель? Какими качествами он должен обладать? Какими знаниями: быть юристом, экономистом, строителем, сантехником, электриком или педагогом?

Личность руководителя, его общая эрудиция, профессиональная подготовка, такт, энергия, организаторские способности, фактически определяют лицо школы, деятельность педагогического и ученического коллектива.

 Внедрение изменений – нелегкая задача, которую приходится решать руководителю в современных условиях. Нормативно – подушевое финансирование, ЕГЭ, профильная школа, общественно – государственное управление, новые стандарты образования… Всего и не перечислить. Все это ложится на плечи директора школы. Без изменений плохо. Нет движения – школа не развивается. А в новых экономических условиях это означает, что школа теряет ученика и авторитет в местном сообществе. Как не пропасть в этих условиях неопределенности? Преодолению этого повседневного явления, которое вошло в нашу жизнь не так давно, способствует воплощение в реальность миссии школы. Руководить воплощением, конечно же, предстоит директору школы. Какими же качествами должен обладать директор, способный все это воплотить.

Есть качества, исключительно важные для формирования личности руководителя школы. К ним, на мой взгляд, относятся:

Высокая культура, безупречная нравственность. Современный руководитель школы должен обладать глубокой общей подготовкой.

Организаторские способности, требовательность, экономическая и юридическая подготовка. Руководитель школы должен умело распределять обязанности, создать должные условия для работы, проявлять твёрдость и требовательность. Уметь чётко обеспечить контроль и руководство. Быть способным уметь снабжать школу необходимыми материалами и пособиями, чаще всего без бюджетных средств на это. Сочетание учебно-воспитательных и хозяйственных задач – одна из самых больших трудностей в работе  руководителя школы.

Человечность, душевность. В последнее время уделяется много внимания гуманизации труда.  Руководитель школы обязан обладать большим запасом оптимизма, человеческой гуманности, вниманием к людям, большой любовью к детям, терпением, выдержкой и тактом. Директору простят любую строгость и даже ошибку, но не простят лицемерия, фальши, нравственной нечистоплотности.

Полный текст выступления

____________________________________________

«Особенности введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Доклад к педагогическому совету 

Нормативно-правовая основа ФГОС ООО

  • Конституция РФ
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»
  • Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 142 «Об утверждении правил разработки и утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов»

ФГОС ООО в системе приоритетов государственной политики в сфере  образования

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2010 года
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.
  • Методологическая основа ФГОС ООО
  • Системно-деятельностный подход
  • Компетентностный подход
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Структура ФГОС ООО

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы
  • Требования к структуре основной образовательной программы
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы

ФГОС общего образования как системная педагогическая инновация

  • Изменяются цели образования – на первый план выдвигаются личностные и метапредметные результаты
  • Иначе, с позиции системно-деятельностного подхода, определяются роли учителя и ученика
  • Модернизируется содержание образования – усиливается его практическая направленность, компетентностная составляющая, появляется содержание внеурочной деятельности
  • Приоритетными становятся деятельностные формы и методы работы с учеником

ФГОС основного общего образования

  • Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
  • Вводится в массовую практику с 2015/2016 учебного года
  • Вводится по мере готовности с 2012/2013 учебного года

ФГОС начального и основного общего образования: преемственность и развитие

  • Системно-деятельностный подход
  • 3-хкомпонентные результаты освоения образовательной программы
  • Внеурочная деятельность
  • Приоритет воспитания
  • Развитие умений ориентироваться в мире профессий
  • Формирование ИКТ-компетенотности
  • Становление учебно-исследовательской и проектной деятельности
  • Социализация учащихся
  • Соотношение двух частей образовательной программы – 70:30 %
  • Оценка достижений включает государственную итоговую аттестацию
  • Особенности введения ФГОС ООО

Критерии готовности

  • Разработана и утверждена основная образовательная программа
  • Приведена в соответствии с требованиями ФГОС  нормативно-правовая база
  • Внесены изменения в должностные инструкции сотрудников
  • Обеспечены условия реализации ФГОС

Вопросы, требующие решения

  • Выбор учебников и учебных пособий
  • Определение модели внеурочной деятельности
  • Разработка плана методического сопровождение введения ФГОС
  • Повышение квалификации педагогов
  • Усложнение целей и задач
  • Возрастные особенности учащихся
  • Многопредметность. Педагогическая команда
  • Методический аспект готовности к введению ФГОС

Умения

  • составлять контрольно-измерительные материалы для диагностики предметных и метапредметных результатов;
  • отслеживать личностные достижения учащихся;
  • использовать в работе цифровые образовательные ресурсы;
  • применять методы обучения, обеспечивающие достижение результата через деятельность учащихся.
  • составлять контрольно-измерительные материалы для диагностики предметных и метапредметных результатов;
  • отслеживать личностные достижения учащихся;
  • использовать в работе цифровые образовательные ресурсы;
  • применять методы обучения, обеспечивающие достижение результата через деятельность учащихся.

____________________________________________


«Структура, содержание и методическое обеспечение курса  «Основы религиозных культур и светской этики»

Доклад на методическом совете школы

 

 

Цель курса

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России у уважении к ним, а так же к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

Задачи курса

  • Развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, понимание их значения в жизни современного общества.
  • Актуализация проблемы совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями.
  • Укрепление доверительного общения между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни.
  • приобщение младших подростков к традиционным морально-нравственным идеалам, ценностям, моральным нормам;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • формирование начальных представлений о российской духовной традиции, включающей знание, понимание и принятие обучающимися общего, особенного и уникального в каждой из традиционных религий и этике, основан­ное на отечественных культурных традициях;

Основные принципы курса

Культурологический принцип

Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников  4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

 Основы культурологического подхода:

  • направлен на формирование культурологической компетентности учащихся;
  • отсутствие позиции катехизации (индоктринации);
  • отсутствие доминирующих позиций какой-либо традиции перед другими;
  • воспитательный характер;
  • минимизация конфликтных факторов;
  • направлен на формирование поликультурной компетентности

Принцип свободного выбора

Принцип поликультурности

Курс отражает культурную социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира

Принцип толерантности?!

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность.

Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. (Декларация принципов толерантности Конференция ЮНЕСКО 16.11.1995 (Ст. 1 (пп.1,2)

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя модули:

  • Основы православной культуры;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы буддийской культуры;
  • Основы иудейской культуры;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы светской этики.

 ____________________________________________

Система народного образования: финский вариант.

 

Доклад

на совещании заместителей директоров школ по УВР 
Новосергиевского района Оренбургской области

 

 Президент Финляндии Саули Ниинисто – член коалиционной партии, один из лозунгов которой – общедоступность образования. Поэтому и общее, и профессиональное образование финны получают бесплатно. Кроме того, для учащихся предусмотрены разные социальные льготы.

 Система образования Финляндии включает: дошкольную подготовку, обязательное базовое образование, среднее общее и профессиональное образование, высшую школу и обучение взрослых.

 Подготовка к школе

В Суоми существует добровольное дошкольное образование. По статистике, данный курс проходят 96 % детей, достигших 6 лет. Они могут обучаться при школе, в детском саду или в любом другом подходящем месте, в зависимости от местных условий и решений общины. Продолжительность курса не менее 700 часов. Задачей подготовительного курса является не только развитие навыков, необходимых для учебы в школе, но и повышение самооценки ребенка. Все занятия проходят в игровой форме.

 В соответствии с рекомендациями Министерства образования Финляндии в группе дошкольников с одним преподавателем должно обучаться не более 13 детей. Если учителю помогает еще один взрослый, имеющий специальное образование, то группа может увеличиться до 20 человек.

Основное внимание в дошкольном обучении уделяется следующим предметам: языку и общению, математике, этике и мировоззрению, природе и окружающей среде, здоровью, физическому и моторному развитию, культуре и искусству.

 Базовое образование

Обязательное девятилетнее образование в Финляндии получают дети в возрасте от 7 до 16 лет. Занятия проводятся по общенациональным программам, однако школы могут самостоятельно разрабатывать план обучения. 
Продолжительность учебного года около 10 месяцев, включая тематические практики. Полный общеобразовательный курс рассчитан на 9 лет (десятый класс – по желанию).

 Дети с 1-го по 6-й класс обучаются по единой программе, большинство предметов ведет классный руководитель. К обязательным предметам относятся: математика, религия, природоведение, родной язык (финский или шведский), иностранный язык (обычно английский), история и обществоведение, биология, география, физкультура, музыка, рисование, трудовое обучение. Учебная неделя составляет 16–20 часов.

 В старших классах (с 7-го по 9-й) каждый предмет преподается отдельным педагогом. Помимо предметов, перешедших из нижней ступени (за исключением природоведения), появляются химия, физика, домоводство, второй государственный язык. Кроме того, ученики могут выбрать экономику, второй и третий иностранные языки, сельскохозяйственный труд или информатику. Учебная неделя увеличивается до 30 часов. 

После окончания девятилетки юный гражданин самостоятельно решает: пойти ли ему работать или продолжать учебу.

 Лицеи и профессиональные училища

В Финляндии существуют два типа средних учебных заведений: лицеи, дающие общее академическое образование, и различные профессиональные училища. 
Обучение в лицее длится три года и делится на курсы. Каждый курс соответствует 38 учебным часам. Изучение одного предмета состоит из нескольких следующих друг за другом курсов. Часть предметов в лицее – обязательные, другие можно выбрать по желанию. Учащиеся получают консультации по профориентации. Наиболее одаренные могут выбрать специализированные лицеи – музыкальные, художественные или спортивные.
Как лицеи, так и училища предоставляют полное среднее образование, открывающее дорогу в высшую школу. Но только после успешной сдачи Ylioppilastutkinto, выпускного экзамена!

 Экзамен на звание студента

Выпускные экзамены в училищах и лицеях Финляндии объединены в единое понятие – экзамен на звание студента. Он представляет собой тест, результаты которого рассматриваются при поступлении в высшее учебное заведение, потому-то он так и называется.

 В 2002 году Ylioppilastutkinto исполнилось 150 лет. Свое начало он берет с тех давних времен, когда при приеме в Академию Турку проверялись знания латыни и основ христианства. В 1852 году экзамен впервые объединили с проверкой знаний, полученных в лицее. За прошедшие полтора века эта экзаменационная система заняла центральное место в системе школьного образования. 

 До настоящего времени выпускной экзамен состоял из четырех предметов, по которым происходило тестирование. Проверка знаний родного языка, второго государственного и иностранного были обязательной частью экзамена. Четвертый предмет выпускник выбирал самостоятельно: можно было сдавать математику или экзамен по так называемым реальным (по-фински reaalikoe), или общечеловеческим, наукам – основам психологии, религиозных знаний, истории, химии, физики, биологии, географии.

 Со следующего года структура Ylioppilastutkinto изменится: выпускники будут сдавать обязательный экзамен по родному языку, а три других выберут самостоятельно. Это может быть второй государственный или иностранный язык, реальные науки или математика. Обязательная проверка знания родного языка включает два больших теста: работа с текстом и написание эссе. Оценка определяется как средняя сумма баллов, полученных за каждое задание.

 Высшая школа

Высшее образование в Финляндии можно получить в университетах и профессиональных институтах (политехниках). В университетах акцент делается на подготовку ученых и исследователей по фундаментальным и гуманитарным наукам, а политехники готовят специалистов по прикладным специальностям.

 В университеты поступают после окончания лицеев, а в политехниках продолжают учебу не только выпускники лицеев, но и профессиональных училищ (около 30 %).

Современная система прикладного образования сформировалась в середине 90-х годов в связи с увеличивающимся спросом на высшее образование. Главным пунктом реформы было создание во всех регионах страны крупных профессиональных институтов, под крышей которых стали работать и многие профучилища.

 Обучение взрослых

Финны убеждены – учиться никогда не поздно! Поэтому в профессиональных училищах получают образование люди разного возраста. Система обучения работающего взрослого населения за последние несколько лет развивается быстрыми темпами: общее образование можно получить в вечерних школах, обучающих центрах взрослых, народных высших школах и в учебных центрах, созданных различными государственными организациями. 
В большинстве профессиональных учебных заведений – как средних, так и высших – работают профессиональные центры образования взрослых.

 Льготы и учебные кредиты

Школы и училища находятся на попечении государства: учащимся предоставляют учебники, оплачивают проезд до школы, их даже кормят бесплатно. Студенты вузов получают от государства денежное пособие (стипендия плюс доплата за жилье).

Кроме того, они могут брать в банках льготные кредиты, и в течение нескольких лет после окончания учебы проценты по ним выплачивает государство. (Чтобы позволить себе такие расходы, государство взимает с граждан значительную часть их доходов: шкала подоходного налога – от 5 до 45 %!)

 Современная система финансовой поддержки учащихся сформировалась еще в 1969 году. До этого времени кредитная политика в области образования оставалась весьма ограниченной. К 70-м годам была создана база для обеспечения равных прав учащимся, пожелавшим углубить свои фундаментальные знания. Она гарантирует им достаточный доход на период обучения.

 Основанием для получения образовательного кредита является подтверждение вуза о приеме на обучение (при этом занятия в учебном заведении должны быть главным видом деятельности), а также заявление о необходимости финансовой поддержки. Поручителем для банка выступает государство. Образовательный кредит состоит из суммы, выплачиваемой в качестве стипендии, и доплаты за проживание.

____________________________________________


 Обобщение опыта работы

Опыт обобщался на Методическом совете

Новосериевского РОО

 

Система  работы с одарёнными детьми в МОБУ «Уранская СОШ».

Результатом обучения в школе должно стать формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации. Обучаясь в школе, дети должны получить равные возможности для своего развития.

Через  организацию детского самоуправления следует развивать и социальную одаренность. При этом работа педагогического коллектива строится с учетом других критериев выделения видов одаренности:

  • вид деятельности (практическая, теоретическая, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная) и обеспечивающие её сферы психики (интеллектуальная, эмоциональная, мотивационно-волевая);
  • степень сформированности одаренности (актуальная одаренность - более высокий уровень выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой; потенциальная -наличие определенных психических возможностей для достижения высоких результатов, но ребенок не может их реализовать в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности);
  • форма проявления (явная одаренность, скрытая);
  • особенности возрастного развития (ранняя, поздняя).

Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Урочная и внеурочная деятельность строится таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.

В основной школе (5-9-е классы) проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. В основной школе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы (возможность организации таких групп предоставляется учебным планом школы): спецкурсы, мини - курсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной   воспитательной   работы   в   школе.   Основой   такой   системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом - игра.

Определение  одаренных детей:

имеют более высокие по сравнению с большинством
интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие
возможности и проявления;

 имеют доминирующую  активную познавательную потребность;

 испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.


Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития

при  прочих  равных  условиях  (такие  дети  чаще  всего  встречаются  в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.Дети    с    признаками    специальной    умственной    одаренности   -    в определенной области науки (подростковый образ).

3.Учащиеся,   не   достигающие   по   каким-либо   успехов   в   учении,   но обладающие    яркой    познавательной    активностью,    оригинальностью психического   склада,   незаурядными   умственными   резервами   (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

принцип      максимального      разнообразия      предоставленных  возможностей для развития личности;

 принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

 принцип      свободы      выбора      учащимся      дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

Прогнозируемый результат.

1. Максимальное развитие ученика в соответствии с его задатками, интересами, склонностями

2. Повышение качества обучения

3.         Привлечение максимального количества учащихся в работу кружков,
секций

4. Активизация деятельности школьного самоуправления

5. Совершенствование методической работы в школе по проблеме обучения мотивированных учащихся

6. Использование разноуровневых технологий в обучении и воспитании, исследовательских, коммуникативных и информационных технологий

7. Формирование навыков культуры умственного труда, приобщение к навыкам исследовательской культуры.

Цели и задачи работы с одаренными учащимися.

ЦЕЛЬ: развитие способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе школы.

ЗАДАЧИ:

1)        Формирование физически здоровой личности:

недопущение перегрузки учащихся в учебной ситуации;

оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей;

привлечение максимального количества детей к занятиям спортом.

2)        Развитие интеллектуальных способностей учащихся:

ориентация работы школы на раскрытие интеллектуального потенциала каждого учащегося;

 совершенствование содержания образования через использование вариативной части учебного плана для введения факу

Возраст сайта

Печать страницы

Образование
  • Уранская школа
  • Новосергиевский РОО
  • Мин. обр. Оренбургской области
  • Мин. обр. России

  • Новости образов.

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz