. Черняев Иван Михайлович - Использование компьютера
Персональный сайт Черняева И.М.
Пятница, 03.05.2024, 11:35
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа

Ваш IP

Соц. сети

Wikipedia

Использование стандартных программ MS Office
в управлении школой

Выступление перед руководителями
образовательных учреждений Оренбургской области

(курсы повышения квалификации, ООИПКРО)

 

Основным критерием современного общеобразовательного учреждения является создание условий для перехода к новому уровню образования на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) посредством формирования компетентностной информационной образовательной среды. Применение современных образовательных технологий в практике обучения является неотъемлемым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.  

В настоящее время ИКТ востребованы не только школьниками, но и учителями, педагогами-психологами, руководством образовательных учреждений любого типа. В ХХI веке компьютер стал незаменимым и уникальным инструментом, который в руках учителя-мастера, администратора-профессионала, ученика-интеллектуала служит средством творческой работы, успешной учебы и интересного общения.  

В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемой участниками образовательного процесса, многократно увеличивается. В связи с этим перед педагогами, а особенно перед администрацией образовательного учреждения встает вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации.

Современное развитие средств вычислительной техники, средств связи и программных технологий, в совокупности с их постепенным удешевлением, способствуют массовому применению их не только в образовательном процессе, но и в управлении им.

Режим школьного администрирования можно представить как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса с целью перевода последнего на более высокий уровень. Он состоит из следующих этапов: сбора информации, её анализа и принятия решений. Школьные управленцы должны иметь необходимый минимум информации о состоянии и развитии процессов, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управляющее воздействие. В связи с этим работу администрации школы можно и нужно организовать с помощью персонального компьютера.

Управление школой включает в себя большой круг вопросов: педагогических, хозяйственных, социально-педагогических, экономических, правовых, финансовых. Важным фактором совершенствования управления являются информационные технологии, которые предоставляют массу новых возможностей. Они позволяют накапливать и обновлять большие объемы информации, являются инструментом оптимизации времени и средств, расходуемых на решение отдельных задач управления, способствуют повышению качества принимаемых управленческих решений за счет предоставления оперативной и достоверной информации о состоянии управляемого объекта.  

Сегодня компьютер стал универсальным инструментом школьного администратора в его работе по мониторингу и анализу данных учебно-воспитательного процесса.

Оснащение общеобразовательных учреждений компьютерной техникой, современные требования к ведению и оформлению документации, необходимость быстрого анализа собранных данных образовательного процесса для эффективного управления им приводят к тому, что овладение информационными компьютерными технологиями становится насущной проблемой школьного администратора.

Для более эффективного управления школой в ней должна быть создана единая информационная среда, отвечающая следующим требованиям:

·        банк данных системы должен содержать максимально полную информацию обо всех элементах учебного процесса;

·        в системе должна быть предусмотрена возможность обмена сообщениями между всеми пользователями;

·        должна быть предусмотрена возможность взаимного обмена информацией с органами управления образованием;

·        в системе должна существовать возможность интегрирования электронных учебников.

Многие функции и задачи внутришкольного управления в современных условиях решаются более качественно, эффективно и экономично за счет использования программного обеспечения пакета Microsoft Office.

Программа Microsoft Office Excel позволяет вводить базовые данные об учебном заведении, создавать банки данных по кадровому составу и контингенту учащихся, обрабатывать информацию для получения выходных документов, вести электронные варианты книг приказов. Несомненно, на первых порах, требуется много времени для создания банков данных, но при работе в многопользовательском режиме временные затраты существенно уменьшаются. При наличии соответствующих модулей система может быть использована в работе директора, секретаря, завучей, учителей-предметников и классных руководителей, школьного бухгалтера, библиотекаря, медперсонала.

В электронной таблице информация отражает общую картину по всей школе. Очевидно, что при каждом изменении внутри класса, достаточно только добавить или удалить строку в файле, содержащем список учеников, автоматически произойдут соответствующие изменения во всех сводных таблицах. На итоговой таблице мы получим точную информацию на сегодняшний день.

Очевидно, что, используя эти и другие операции стандартной программы (Excel), можно хранить и обрабатывать информацию по контингенту сотрудников, по учебной и внеурочной деятельности учащихся, по данным социального паспорта школы  и пр.

Данная программа позволит освободить заместителя директора от монотонной работы по механическому подсчитыванию, а так же предупредит возможность возникновения арифметических ошибок. Кроме того, большие объемы статистической информации станут для управленца действительно материалом для анализа и основой для принятия правильного управленческого решения.  

Технология работы с электронными таблицами, создаваемыми в среде табличного процессора MS Excel, сегодня столь же популярна, как и технология создания текстовых документов. Электронная таблица позволяет производить расчеты по формулам, представлять данные в виде диаграмм, структурировать данные, делать выборку из больших таблиц, создавать консолидированные таблицы и др. Использование возможностей современных информационных технологий позволяет автоматизировать процесс обработки результатов рубежных, тематических, итоговых проверочных работ. Отслеживать их динамику, представлять результаты в наглядном виде, используя возможности мастера диаграмм. Это, в свою очередь, создает условия для своевременной корректировки содержания и методики обучения, целенаправленного достижения образовательного стандарта.

Внедрение программы Excel в работу администрации школы повышает эффективность управления образовательным учреждением за счет автоматизированного сбора статистической информации и отчетных материалов, оперативного структурированного представления информации, использования электронного документооборота.

Есть объективная необходимость создания в школе следующего материала с использование программы Microsoft Excel:

·          банк данных по педагогическим кадрам

·          банк данных по отслеживанию результатов обучения

·          банк данных по всеобучу

·          банк данных о выпускниках школы

·          банк данных об учениках-участниках олимпиад

·          банк данных об учителях,

·          социальный паспорт школы

Использование перечисленных банков данных позволяет минимизировать сроки создания отчетности, проведения мониторинга обученности школьников, отслеживания повышения профессионального мастерства учителей.  

Электронные таблицы Microsoft Excel имеют широкие возможности для воплощения идей автоматизации управления образовательным учреждением. Она позволяет иметь объективную информацию по каждому классу. По ней можно проследить уровень успеваемости и усвоения учебного материала в течение последних лет. Благодаря этим данным за короткий промежуток времени выдается результат по динамике учебного процесса в различных разрезах. Данные могут быть использованы руководителями для составления характеристик класса, изучения причин полученных результатов, ознакомления родителей, формулировки целей и задач на учебный год и т.д. Итоговые данные по школе используются администрацией для того, чтобы выявить тенденции сложившейся ситуации и сделать соответствующий прогноз на будущее.

Аналогичным образом, с помощью богатого инструментария приложений Microsoft Office, решаются и другие вопросы – написание программ по модификации расписания, учету пропущенных и замещенных уроков, обработке данных по оплате труда, а также создание тестовых комплексов для внутришкольного контроля.

Информационные технологии дают огромные преимущества и учащимся, и учителям. Все, что создается с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, можно охарактеризовать тремя словами: эстетично, быстро, качественно. И самое главное – это возможность оперативного доступа к информации, возможность редактирования, получения твердой копии и передачи ее по локальной сети или Интернет-каналам.

Наибольших успехов сотрудникам школы удаётся добиваться благодаря применению электронных таблиц Microsoft Excel, на базе которых создано немало интересных решений, автоматизирующих отдельные участки учебно-воспитательной работы и административно-хозяйственной деятельности.

Таким образом, эффективное использование информационного пространства способствует повышению качества профессиональной и общеобразовательной подготовки за счет внедрения новых технологий в образовательный процесс; способствует повышению творческой активности педагогов и учащихся; формированию информационной культуры (приобщение к информативно-коммуникационным возможностям современных технологий) руководящих, педагогических работников, обучающихся и их родителей.  

Скачать приложение (файлы *.xls) к выступлению

_____________________________________


Использование электронных таблиц MS Excel
в практике работы заместителя директора по УВР

Выступление на совещании заместителей директоров по УВР
 Новосергиевского района

 

Обеспечение качества образования, а также его контроль и оценка являются одной из приоритетных задач современной системы образования. Контроль содержит в себе проверку (выявление и измерение ЗУНов), а также оценивание  (как процесс) и оценку (как результат) проверки. Оценивая результаты образовательного процесса, мы оцениваем качество образования. Достоверная оценка качества характеризует степень обученности учащегося (СОУ), т.е. прочность, глубину, осознанность и системность знаний, умений и навыков, его компетентность.

 Качество - уровень достижения поставленных целей, как соответствие неким стандартам, как степень удовлетворения ожиданий потребителя.

Контроль за качеством знаний  (контроль результатов обучения) – выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка  приучает учащихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У учащихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. При оценке знаний мы учитываем  следующие качественные показатели:

глубина - соответствие изученным теоретическим обобщениям;

осознанность - соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию;

полнота – соответствие объёму программы и информации учебника.

При оценке учитывается число  и характер ошибок.  Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими экспериментов, проведении исследований.

 

Для математического выражения качества знаний используем   формулы:

1)  % успеваемости  = (кол-во "5" + кол-во "4" + кол-во "3") x 100% / общее кол-во оценок;

2)  % качества знаний  = (кол-во "5" + кол-во "4") х 100% / общее кол-во оценок;

 3) степень обученности учащихся (СОУ):

СОУ = (кол-во "5" + кол-во "4"х0,64 + кол-во "3"х0,32 + кол-во "2"х0,14+ кол-во "1"х0,07) / общее кол-во оценок.

 

При этом если СОУ (степень обученности учащихся):  

СОУ ≥   64%    -отличное качество знаний;

СОУ ≥  54%  - хорошее качество знаний;

СОУ ≥  36% - удовлетворительное;

СОУ ≤   20%   -неудовлетворительное.

 

Примечание:  неаттестованные ученики - н/а - учитываются в общем кол-ве учащихся, как получившие «2», если неаттестованы  по неуважительной причине,  и нет, если  неаттестованны по уважительной причине.

В отчетах используются показатели, формулы, для расчета которых приведены выше. В докомпьютерную эпоху всем нам приходилось записывать числа на бумаге и выполнять необходимые расчеты вручную (или с помощью калькулятора).

С появлением Microsoft Excel всё изменилось. Вместо того чтобы писать числа на бумаге, их можно вводить с помощью компьютера (Приложение 1 «Калькулятор завуча»). Более того, Microsoft Excel  умеет автоматически проводить операции с числами, введенными в строки и столбцы. Вам потребуется только ввести все исходные данные, определить в Microsoft Excel выполняемые операции и проанализировать результаты вычислений.

Для облегчения работы учителя в конце отчетного периода, я создала таблицу Microsoft Excel, в которую необходимо занести количество пятерок, четверок, трое, двоек. Автоматически таблица выдаст данные по всем параметрам (процент успеваемости, процент качества знаний, СОУ и средний балл) по предмету для каждого класса.  Для мониторинга  успеваемости класса необходимо  посчитать количество  пятерок, четверок, трое, двоек отдельно по каждому предмету и также занести в таблицу. В данную таблицу можно ввести данные по триместрам и году и она выдаст динамику изменения показателей. Таблицу можно применить и для анализа любой контрольной работы.

Такая таблица обладает наглядностью за счет использования мастера диаграмм, позволяющего видеть графически показатели классов или отдельных учащихся.

Если какие-либо строки в таблице Вам не нужны, их можно удалить, а также добавить, если их недостаточно. Можно добавить лист с результатами предыдущего  года, чтобы проанализировать динамику по годам изучения.

Скачать электронную таблицу

 _____________________________________



Возраст сайта

Печать страницы

Образование
  • Уранская школа
  • Новосергиевский РОО
  • Мин. обр. Оренбургской области
  • Мин. обр. России

  • Новости образов.

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz